- Известно, что только при приготовлении асфальтобетонных смесей расходуется 40 – 50 % энергии от общего объема энергозатрат на строительство асфальтобетонного покрытия. В связи с этим, актуальным является применение «теплых» смесей, позволяющих снизить температуру приготовления и укладки асфальтобетонной смеси на 30…40 °С за счет использования новых технологий или химических энергосберегающих добавок.
- Минимально необходимая температура битума при работе АБЗ зависит напрямую от следующих факторов:
– время года и среднесуточная температура окружающей среды;
– удалённость места укладки от АБЗ.
– вязкость (марка) битума.
- Широко известна проблема перегрева и «выгорания» битума, также известная как «старение битума». Это процесс ускоренного испарения ароматических углеводородов при высокой температуре, что приводит к существенному ухудшению качества битума, особенно его низкотемпературных свойств.
В настоящее время максимальное распространение получили энергосберегающие добавки двух типов: жидкие (в виде концентрированного раствора на основе масел) и твёрдые (в виде гранул, например Licomont, синтетический воск ТМ «VELETON»).
Согласно исследований Харьковского Автодорожного института (ХАДИ) и Казанского института дорожного строительства, а также других авторов, использование жидких энергосберегающих добавок позволяет снизить рабочую температуру битума на 30-40 °С, однако также существенно снижает прочность при сжатии образцов асфальтобетонной смеси. Испытания показали, что предел прочности при сжатии снизился с 1.5 МПа (на чистом битуме) до 0,68-0,8 МПа (с использованием добавки), при норме для ЩМА-20 не менее 1,3 МПа. Следовательно, также существенно снижается устойчивость к колееобразованию и сдвигоустойчивость асфальтобетонной смеси. Учитывая вышесказанное, можно говорить о сомнительности или нецелесообразности применения добавок данного типа.
Твердые энергосберегающие добавки. Быстро и эффективно растворяются в битуме (менее чем за 30 минут), снижают вязкость битума при рабочих температурах и одновременно повышают её при температурах эксплуатации дорожного покрытия. Позволяют также существенно снизить рабочую температуру битума и минимальную температуру при укладке (эффект смазки асфальтобетонной смеси), но при этом не снижают, а повышают прочностные характеристики.
Выводы и предложения.
1. Применение энергосберегающей добавки ТМ «VELETON» позволяет получить следующие результаты:
– существенное снижение рабочей температуры битума на АБЗ, а также снижение минимально необходимой температуры при укладке дорожного покрытия на 30…40 °С.
– снижается остаточная пористость асфальтобетонной смеси на 80-90% (с показателя 3.0-3.2% до 1,6-1,8%), а также водонасыщение АБС на 10-15%, что положительно сказывается на устойчивости к колееобразованию и трещиностойкости.
– увеличивается и продлевается сезон укладки дорожного покрытия, особенно в регионах с резкими перепадами температуры.
– снижается время укладки дорожного покрытия за счёт более быстрого и лёгкого уплотнения смеси.
– увеличивается максимально возможное расстояние от АБЗ до места укладки.